Стратегическое преимущество

Сегодня у нас по плану небольшой теоретический блок. В оригинале он был написан для компаний чтобы получить стратегическое преимущество в бизнесе, однако этот инструмент очень легко адаптировать для почти любой деятельности. Лично я с помощью этого метода обычно пишу УТП. Сама статья написана по книге Кеничи Омае «Мышление стратега»

(p.s. Книжуля просто превосходная, сам читал. Думаю, что в скором времени сделаю обзор на нее или что-нибудь подобное.)

Но хватит прелюдий, всем доброе утро, завариваем кофе и за работу! Статья сама себя не прочитает. 

Стратегическое преимущество

Пути к стратегическому преимуществу

Тут как и в любой стратегии: есть стартовая точка, есть цель, есть путь.
Про стартовую точку я напишу как-нибудь в другой раз, так как иначе мы тут до завтра просидим, а вот про цель и путь расскажу сейчас. 

В данной книге основная цель — получение конкурентных преимуществ. Увеличение прибыли, сокращение затрат, увеличение числа покупателей и прочие приятности воспринимаются скорее как инструменты, которые позволяют вытеснять конкурентов с рынка. 

При этом всем, от бизнеса не требуется выстраивать совершенную стратегию и делать все ради выталкивания конкурентов. К тому же, если ты небольшая компания или специалист, предлагающий свои услуги — стать лучше всех во всём все равно не выйдет. 

Основная цель — сбалансировать хорошие абсолютные показатели (выручка, прибыль, затраты и т.д…) и полученные конкурентные преимущества. 

А как решить эту задачу создания стратегического преимущества?

Тут то пора и рассказать про путь. 
Всего по Омае 4 варианта основных стратегий:

Стратегическое преимущество 
Основные стратегии
  • Ключевые факторы успеха:
    Узнать, что важно клиенту в первую очередь и сконцентрироваться на этом. 
    Пример: Для онлайн магазина одежды может оказаться, что наличие красивых фотографий и удобный доставки по всей России в разы значимее, чем дешевая цена, так как товар не типовой и никто толком не понимает, сколько он должен стоить. Следовательно можно сделать более качественные фото, хороший и красивый сайт, добавить доставку, но при этом увеличить цену. 

  • Относительное превосходство:
    Говорить о том, о чем не говорят конкуренты. 
    Пример: Кола зеро. Когда она только появилась не сказать, что это был супер необычный лимонад, который всем понравился. В системе оценок всех лимонадов она многим проигрывала. Но кола ввела дополнительный параметр, который был выгоден только для нее и в котором она лучшая — количество сахара. Во всех остальных лимонадах сахара тонны, а в коле зеро — безкалорийный заменитель сахара. Как итог — лимонад прижился. 

  • Агрессивные инициативы: 
    Тут основной посыл в том, что если не получится сделать лучше — делай по-другому. 
    Пример: iqos. не думаю, что на них бы хоть кто-нибудь обратил внимание, если бы они сделали просто ещё один бренд сигарет. Но они сделали по-другому, пересмотрели процесс и дополнили его. Решили ряд проблем. И теперь с iqos ходит огромное число людей. 

  • Стратегические степени свободы. 
    Если очень жесткая конкуренция в одной области — можно открыть другой продукт или другой рынок и тем самым уйти от прямой конкуренции. 
    Пример: Абсолютно любой крупный бренд, который вместо того, чтобы открыть ещё один магазин в Москве или в Питере открывает магазин в небольшом городе, куда ещё не добрались конкуренты. 

Как использовать эту информацию?

Не думаю, что один пост научит стратегии. Это не волшебная палочка. Однако можно провести небольшой мыслительный эксперимент:

  • Подумать о нескольких своих конкурентах;
  • Описать стратегическое преимущество, составив список из 5-10 особенностей по сравнению с каждым из конкурентов;
  • Подумать, какие стратегические преимущества можно получить предложенными способами. 

Надеюсь, что статейка натолкнет на какие-нибудь интересные мысли. Можешь скинуть её кому-нибудь из коллег и обсудить вместе.

Небольшой итог:

Надеюсь, что статья не получилась слишком вырванной из контекста. Все таки в книге к этой теме есть довольно обоснованная подводка и дальнейшее раскрытие.
Однако я постарался раскрыть тему максимально быстро и без долгих введений. Кому интересно — могут легко ознакомиться с книгой самостоятельно. Информации там в разы больше, а читается она довольно легко.

А если тебе понравилась эта статья — подпишись на наш канал в телеге, чтобы не пропустить новую!

Подробнее